Турбокомпрессоры двигате­лей КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260 и 740.14-300 (740.11-3902001рэ)

turbokompressory dvigate lej kamaz 740 11 240 740 13 260 i 740 14 300 740 11 3902001re Двигатели КАМАЗ

Турбокомпрессоры устанавливаются на выпускных патрубках по одному на каждый ряд цилиндров. Выпускные коллекторы и патрубки изготовлены из высокопрочного чугуна ВЧ50. Уплотнение газовых стыков между установочными фланцами турбины турбокомпрес­соров, выпускных патрубков и коллекторов осуществляется прокладками из жаростойкой стали. Прокладки являются деталями одноразового использования и при переборках системы подлежат замене. Газовый стык между выпускным коллектором и головкой цилиндра уплот­няется прокладкой из асбостального листа, окантованного металлической плакированной лентой.

Выпускные коллекторы выполняются цельнолитыми, крепятся к головкам цилиндров болтами и контрятся замковыми шайбами. Для компенсации угловых перемещений головки болта крепления выпускного коллектора, возникающих при нагреве, под головку болта уста­навливается специальная сферическая шайба.

Впускные коллекторы и патрубки выполняются литыми из алюминиевого сплава АК9ч и соединяются между собой при помощи болтов. Стыки между коллекторами и патрубками уплотняются паронитовыми прокладками. Для выравнивания давления между двумя рядами цилиндров впускные коллекторы соединяются объединительным патрубком.

Система турбонаддува двигателя должна быть герметична. При нарушении герметич­ности выпускного тракта снижается частота вращения ротора турбокомпрессора, а следова­тельно уменьшается количества воздуха, нагнетаемого в цилиндры, что приводит к увели­чению теплонапряженности деталей, снижению мощности и ресурса двигателя. Негерметич­ность впускного тракта приводит также к вышеперечисленным недостаткам и "пылевому" износу цилиндро-поршневой группы, следовательно преждевременному выходу двигателя из строя.

Смазка подшипников турбокомпрессоров осуществляется от системы смазки двигателя через фторопластовые трубки с металлической оплеткой. Слив масла из турбокомпрессоров осуществляется через стальные трубки в картер двигателя. Трубки слива между собой со­единяются резиновым рукавом, который стягивается хомутами.


подпись: турбокомпрессор ткр 7с
1 - корпус компрессора. 2 — крышка, 3 - корпус подшипников 4 - подшипник упорный. 5 - подшипник 6 - кольцо стопорное. 7 - корпус турбины, в - кольцо уплотнительное. 8 - колесо турбины 10 -вал ротора, и - экран турбины 13 - планка. 13 - болт.
н — маслосбрасывающий экран. 15 — втулка.
1g - маслоотражатель. 17 - планка. 18 - болт. 10 - гайка. 20 - колесо компрессора. 21 - кольцо уплотнительное.
22 - диффузор

Воздух в центробежный компрессор поступает из воздухоочистителя, сжимается и по­дается под давлением во впускной патрубок двигателя. Выпускной патрубок компрессора и впускной патрубок коллектора между собой соединяются теплостойким резиновым рукавом, который стягивается хомутами.

 

 

 

 

 

 

 

 

На двигателях устанавливается турбокомпрессор ТКР7Н-1, ТКР7С-9 (рис. Турбоком­прессор ТКР 7С, Турбокомпрессор ТКР 7Н) или его зарубежный аналог S2B/7624TAE/1.00 D9 фирмы «Schwitzer». Применяемость турбокомпрессоров на конкретных моделях двигате­лей приведена в таблице 2. Технические характеристики турбокомпрессоров ГКР7С-9, ТКР7Н-1 приведены в табл. 3.

Турбокомпрессоры ТКР7С-9 иТКР7Н-1 являются модификациями базовых моделей турбокомпрессоров ТКР7С и ТКР7Н соответственно. В тексте и рисунках приведены описа­ния и изображения базовых моделей, которые являются общими для всех модификаций ТКР.

Турбокомпрессор ТКР7С-9 состоит из центростремительной турбины и центробеж­ного компрессора, соединенных между собой подшипниковым узлом. Турбина с двухзаходным корпусом 7 из высокопрочного чугуна ВЧ40 преобразовывает энергию выхлопных газов в кинетическую энергию вращения рото­ра турбокомпрессора, которая затем в ком­прессорной ступени превращается в работу сжатия воздуха.

Ротор турбокомпрессора ТКР7С состоит из колеса турбины 9 с валом 10, колеса ком­прессора 20, маслоотражателя 16 и втулки 15, закрепленных на валу гайкой 19. Колесо тур­бины отливается из жаропрочного сплава по выплавляемым моделям и сваривается с валом из стали трением. Колесо компрессора с загну­тыми по направлению вращения назад лопат­ками выполняется из алюминиевого сплава и после механической обработки динамически балансируется до величины 0,4 г.мм. Подшип­никовые цапфы вала ротора закаливаются ТВЧ на глубину 1-1,5 мм до твердости 52-57 НИСэ. После механической обработки ротор динами­чески балансируется до величины 0,5 г.мм.

Втулка, маслоотражатель, колесо ком­прессора устанавливаются на вал ротора и затягиваются гайкой крутящим моментом 7,8-9,8 Н.м (0,8-1 кгс). После сборки ротор дополнительно не балансируется, лишь проверяется радиальное биение цапф вала. При значении радиального биения не более 0,03 мм на детали ротора наносятся метки в одной плоскости и ротор допускается на сборку турбокомпрессора. При установке ротора на корпус подшипников необходимо совместить метки на деталях ро­тора.

Ротор вращается в подшипниках 5, представляющих собой плавающие вращающиеся втулки. Осевые перемещения ротора ограничиваются упорным подшипником 4, защемлен­ным между корпусом подшипников 3 и крышкой 2. Подшипники выполняются из бронзы БрОЮСЮ.

Корпус подшипников турбокомпрессора с целью уменьшения теплопередачи от турби­ны к компрессору выполнен составным из чугунного корпуса ВЧ50 и крышки из алюминие­вого сплава. Для уменьшения теплопередачи между корпусом турбины и корпусом подшип­ников устанавливается экран П из жаростойкой стали.

В корпусе подшипников устанавливается маслосбрасывающий экран 14. который вме­сте с упругими разрезными кольцами 8 предотвращает утечку масла из полости корпуса.

Для устранения утечек воздуха в соединении "корпус компрессора — корпус подшипни­ков" устанавливается резиновое уплотнительное кольцо 21.

Корпусы турбины и компрессора крепятся к корпусу подшипников с помощью болтов 12, 17 и планок 13, 18. Такая конструкция позволяет устанавливать их под любым углом друг к другу, что в свою очередь облегчает установку ТКР на двигатель.

Использованная литература:

Руководства по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту двигателей КамАЗ, Под редакцией: Главного конструктора по двигателям НТЦ ОАО «КамАЗ» Гатауллина Н.,НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ 2002 Г

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Камские грузовики
Добавить комментарий