


Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается центробежным насосом. Жидкость нагнетается в водяную полость левого и правого рядов цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость поступает в водяные полости головок цилиндров. Из головок цилиндров горячая жидкость поступает в коробку термостатов, из которой в зависимости от температуры направляется в радиатор или на вход жидкостного насоса. Температура охлаждающей жидкости в системе 80-98 °C. Тепловой режим двигателя регулируется автоматически термостатами и выключателем гидромуфты привода вентилятора.
Работа двигателя внутреннего сгорания основана на свойстве газов, расширяется при нагревании.

Рис. 7. Рабочий цикл четырехтактного одноцилиндрового дизельного двигателя
Взаимодействие механизмов и систем дизельного двигателя происходит следующим образом. Когда поршень опускается вниз (рис. 7), воздух через открытый впускной клапан поступает в цилиндр. При движении поршня вверх воздух сжимается, его температура повышается △о 400-500 °C. Когда поршень доходит до крайнего верхнего положения, в цилиндр впрыскивается топливо, смешиваясь с горячим воздухом, образуя горючую смесь, которая затем самовоспламеняется и сгорает. В процессе сгорания образуются газы, имеющие высокую температуру и большое давление.Под действием давления расширяющихся газов поршень опускается вниз и через шатун приводит во вращение коленчатый вал. Таким образом, происходит преобразование возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Затем поршень двигается вверх и выталкивает отработавшие газы через открывающийся выпускной клапан.
Рабочий цикл совершается за 2 оборота коленчатого вала, это 720 град, п.к.в.
Для 4-цилиндрового двигателя рабочий цикл в других цилиндрах будет осуществляться со сдвигом на 0 = 720 : 4 = 180 град, п.к.в.
Для 6, 8, 12-цилиндровых двигателях — 0 = 120, 90 и 60 град, п.к.в.