Рекомендации по снятию, установке и дефектовке деталей и узлов двигате­лей КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260 и 740.14-300 (740.11-3902001рэ)

rekomendacii po snyatiju ustanovke i defektovke detalej i uzlov dvigate lej kamaz 740 11 240 740 13 260 i 740 14 300 740 11 3902001re Двигатели КАМАЗ

Для снятия шестерни привода топливного насоса в сборе с валом:

выверните четыре болта крепления компрессора и снимите компрессор;

выверните три болта крепления насоса гидроусилителя руля и снимите насос;

ослабьте затяжку стяжного болта 10 (рис. Установка угла опережения впрыскивания топлива двигателя 740.13-260) или 6 (рис. Установка угла опережения впрыскивания топ­лива двигателей 740.11-240 и 740.14-300).

снимите корпус заднего подшипника в сборе с манжетой;

-снимите шестерню привода топливного насоса высокого давления в сборе с валом (рис. Сня­тие шестерни привода ТНВДв сборе с ваном).

(пятне шестерни привода ТНВД в сборе с валом

Для снятия гильзы цилиндра съемником 801.05.000 (рис. Снятие гильзы цилиндров съемником) сложите захват вдоль винта 1 и в таком виде вставьте его внутрь гильзы.

Зацепив захват за нижний торец гильзы 5, установите его перпендикулярно винту, по­сле этого установите опоры 4 в отверстие на привалочной плоскости блока и, вращая рукоят­ку 2, выверните винт до полного снятия гильзы.


Снятие гильзы цилиндров съемником

1 — винт; 2 — рукоятка; 3 — корпус; 4 — опора; 5 — гильза; 6 — захват.

Для снятия картера маховика:

снимите компрессор (см. выше);

снимите насос гидроусилителя руля (см. выше);

выверните три болта и снимите рым задний;

снимите скобы крепления трубки отвода топлива от форсунок;

выверните болт крепления масляного щупа; выверните болты крепления маховика и монтажными болтами с резьбой М8 (рис. Снятие маховика монтажными болтами);

Снятие маховика монтажными болтами

-снимите маховик;

-выверните болты крепления картера маховика, снимите картер.

При установке картера маховика, для предохранения манжеты уплотнения хвостовика коленчатого вала, используйте оп-равку (рис. Оправка манжеты для установки картера ма­ховика); при этом манжету обильно смажьте моторным маслом.

Оправка манжеты для установки картера маховика

 

Для ремонта коленчатого вала, блока и шатуна предусмотрено семь ремонтных раз­меров вкладышей (см. приложения 1 и 2). Обозначение вкладышей нанесено на его тыльной стороне.

Для снятия и разборки шатунно-поршневой группы:

снимите головку цилиндра (см. «Механизм газораспределения»);

удалите нагар с верхнего пояса гильзы;

снимите крышку нижней головки шатуна съемником (рис. Снятие съемником ниж- •,ей головки шатуна);

извлеките поршень в сборе с шатуном из цилиндра;

снимите поршневые кольца приспособлением (рис. Снятие поршневых колец съемни- ■ ком И801.08.000);

выньте стопорные кольца из бобышек поршня щипцами И801.23.000;

нагрейте поршень в масляной ванне до температуры 80 — 100°С;

выньте поршневой палец.

При сборке и установке шатунно-поршневой группы:

компрессионные кольца устанавливайте конической поверхностью (с клеймом ВЕРХ) к днищу поршня, на двигателях 740.13-260 и 740.14-300 верхнее кольцо устанавливается так, чтобы внутренняя выборка была расположена со стороны днища;

маслосъемные кольца устанавливайте так: сначала встаньте в канавку пружинный расширитель, затем наденьте маслосъемное кольцо таким образом, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца; смежные кольца направьте замками в противоположные стороны;

Снятие поршневых колец съемником И801.08.000 1 — поршень; 2 — кольцо; 3 съемник.

 

-поршень и шатун при сборке устанавливайте так, чтобы выточки А под клапаны в днище поршня и паз В в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне (см. рис. Установка поршня с шатуном и кольцами в сборе в гильзу цилиндров}’,

не запрессовывайте палец в холодный поршень;

при установке поршня в цилиндр предварительно вставьте его в обойму И801.00.000 (см рис. Установка поршня с шатуном и кольцами в сборе в гильзу цилиндров}‘.

индекс, выбитый на днище поршня, должен быть одинаковым с индексом, выбитым на торце гильзы, если не было замены поршня. Выточки под клапаны на днище поршня смести­те в сторону развала блока цилиндров. Клейма спаренности из цифр на шатуне и крышке ша­туна должны быть одинаковыми.

/1

Установка поршня с шатуном и кольцами в сборе в гильзу цилиндров

1 — поршень; 2 -обойма И801.00.01.; 3 — гильза цилиндра

 

Для снятия коленчатого вала демонтируйте:

шатунно-поршневую группу (см. выше);

картер маховика;

переднюю крышку блока с гидромуфтой в сборе;

масляный насос с маслозаборником в сборе;

крышки коренных опор;

снимите коленчатый вал подъемником или талями, зацепив латунными крюками за первую и четвертую шатунные шейки.

При установке коленчатого вала на двигатель: совместите метки на шестернях при­вода агрегатов;

обеспечьте соответствие размеров вкладышей размерам шеек вала;

установите полукольца упорного подшипника так, чтобы стороны с канавками приле­гали к упорным торцам вала (см. рис. Установка полуколец упорного подшипника коленча­того вала);

проследите за совпадением номеров крышек коренных подшипников с порядковыми номерами опор на блоке цилиндров (см. рис. Установка крышек коренных опор) — номера начинаются от переднего торца;

болты крепления крышек коренных подшипников и стяжные болты блока затягивайте в такой последовательности:

.Очистите от грязи резьбу в отверстиях блока и на болтах, смажьте моторным маслом резьбу на болтах, избыток масла удалите.

Установите по посадочным поверхностям плотно, без перекоса крышки коренных подшипников.

Вверните с установкой шайб 16×3 болты Ml6 крепления крышек, обеспечив предва­рительный момент затяжки 95 -120 Н.м (9,6 — 12 кгс).

Установка полуколец упорного подшипника коленчатого вала

1 — полукольцо;

А — канавка.

Затяните окончательно болты крепления крышек, обеспечив момент затяжки 275 — 295 Н.м (28 — 30 кгс)

Вверните и затяните стяжные болты блока, обеспечив момент затяжки 147-167 Н.м (15-17 кгс). При затяжке болтов динамометрическим ключом сопротивление должно на­растать плавно, без рывков. Момент отсчитывайте при движении ключа. По окончании за­тяжки коленчатый вал должен свободно проворачиваться от усилия руки, приложенного к установочным штифтам маховика, осевой зазор в упорном подшипнике должен быть не ме­нее 0,05 мм.

Установка крышек коренных опор

1 — порядковый номер на крышке коренной опоры

 

Примечание: В переходный период освоения выпуска в составе двигателя .может быть использован блок цилиндров с привертны.ми направляющими толкателей, с втулками распределительного вала увеличенной размерности, без увеличенных маслоканалов, с мо­ментами затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников:

-предварительная затяжка-95-120 Н.м (9,6-12 кгс);

-окончательная затяжка-206-230 Н.м (21-23,5 кгс):

— стяжные болты затягиваются моментом 81-91 Н.м (8.2-9.2 кгс).

Для разборки и сборки коленчатого вала;

снимите передний и задний противовесы, а также ведущую шестерню коленчатого ва­ла и шестерню привода масляного насоса съемником И801.01.000. Для снятия шестерни ко­ленчатого вала и заднего противовеса лапы захватов 1 (см. рис. Снятие шестерни и заднего противовеса коленчатого вала съемником) заведите за край шестерни противовеса и зафик­сируйте стопорами 5. Винт 3 через наконечник 2 уприте в торец коленчатого вала и, вращая рукоятку 6. вверните винт 3 в траверсу 4 до полного снятия шестерни.

Снятие шестерни и заднего противовеса коленчатого вала съемником

1 — захват; 2 — наконечник; 3 — винт; 4 — траверса; 5 — стопор; 6 — рукоятка.

 

Для снятия шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса колен­чатого вала (рис. Снятие шестерни и заднего противовеса коленвала…) на наконечник 3 установите наконечник 2 и снимите шестерню аналогично снятию шестерни коленчатого ва­ла; .

 

Снятия шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала

1 — захват; 2 — наконечник; 3 — винт; 4 — траверса; 5 — стопор; 6 — рукоятка.

выверните ввертыш;

перед сборкой очистите маслоподводящие отверстия от отложений; промойте вал и продуйте каналы сжатым воздухом;

Примечание: при применении нового коленчатого вала необходимо вывернуть ввер­тыш, промыть вал, продуть каналы сжатым воздухом.

Сборку коленчатого вала производите в обратной последовательности, перед напрес- совкой на коленчатый вал передний противовес, шестерню привода масляного насоса, зад­ний противовес и ведущую шестерню коленчатого вала нагревайте до температуры 105 °C.

РАЗМЕРЫ ДЕТАЛЕЙ, ММ

Кольца поршневые

Зазор в замке компрессионных поршневых колец *

0,4… 0,6

Зазор в замке маслосъемного поршневого кольца *

0,30…0,60

Торцовый зазор верхнего компрессионного кольца

0,12…0,17

Торцовый зазор нижнего компрессионного кольца*.

0,09…0,14

Торцовый зазор маслосъемного кольца*

0,077. 0,П2

 

 

Поршень

Диаметр отверстий под палец.

44,987 — 44,994

Зазор в сопряжении поршень—гильза (на длине поршня 104 мм от днища)

0,П9-0,162

* Зазор поршневых колец замеряйте в калибре 0 (120з) мм

 

 

Гильза

Внутренний диаметр

120,00- 120,021

Палец поршневой.

 

Диаметр поршневого пальца

44,993…45,000

Зазор в сопряжении поршневой палец—верхняя го­ловка шатуна

0,017…0,031

Вкладыши

 

Толщина вкладышей подшипников коренных опор

2,440…2,452

Толщина вкладышей подшипников шатунных шеек.

2,453…2,465

Вал коленчатый

 

Диаметр коренных шеек

94,989-95,0П

Зазор в подшипниках коренных шеек

0,085 -0,152

Диаметр шатунных шеек.

79,9905-80,0095

Зазор в подшипниках шатунных шеек

0,06-0,104

Осевой зазор.

0,100-0,195

Диаметр шейки вала под передний противовес и шес­терню привода масляного насоса:

125,080-125,П0

Диаметр шейки вала под задний противовес и заднюю шестерню коленчатого вала:

105,070-105,096

Диаметр шейки вала под заднюю манжету:

104,86-105,00

Диаметр гнезда под подшипник первичного вала ко­робки передач:

51,977…52,008

Диаметр отверстия под установочную втулку махови­ка:

51,977…52,008

 

Полукольца упорного подшипника пятой коренной опоры коленчатого вала

Толщина

4,010…4,050

 

Для снятия головки цилиндра при замене, а также устранения неисправностей кла­панного механизма и цилиндро-поршневой группы:

слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя;

выверните болты крепления выпускного коллектора и снимите коллектор;

выверните из снимаемой головки болты крепления впускного воздухопровода и водо­сборной трубы, ослабьте крепления этих же болтов На других головках с целью получения необходимого зазора для снятия *;

Для снятия головок цилиндров правого ряда предварительно снимите с двигателя компрессор.

снимите соединительный патрубок впускных воздухопроводов;

отсоедините от головки все трубопроводы и защитите их полости от попадания пыли и грязи;

снимите форсунку, предохраняя распылитель от ударов и засорения отверстий, крыш­ку головки цилиндра, стойки вместе с коромыслами и штанги;

ослабьте болты крепления головки цилиндра, соблюдая ту же последовательность, что и при затяжке (рис. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндра), за­тем выверните их;


Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндра

снимите головку цилиндра с двигателя.

При установке головки цилиндра обратите внимание на правильность монтажа прокла­док. Болты крепления головки цилиндра затяните в три приема в последовательности, ука­занной на рис. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндра. После за- ,яжки болтов проверьте и, если необходимо, отрегулируйте тепловые зазоры между клапана­ми и коромыслами.

Для разборки и сборки клапанного механизма приспособлением И801.06.000 (см. рис. Разборка головки , пшдра в приспособлении И801.06.000)’.

установите на основание головку блока цилиндров так, чтобы штифты вошли в штиф вые Отверстия головки;

вращая вороток 2, вверните винт 1 и тарелкой 3 отожмите,пружины клапанов;

снимите сухари и втулки;

выверните винт 1 из траверсы, снимите тарелку и пружины клапанов;

выньте впускной и выпускной клапаны.


Разборка головки цилиндра в приспособлении И801.06.000

1 — винт; 2 — вороток; 3 — тарелка; 4 — штифт.

 

 

Размеры клапанов приведены в табл. «Клапаны».

При сборке клапанного механизма стержни клапанов смажьте дизельным маслом.

Размеры клапанов

А лина направляющей; В — высота седла; Д — диаметр отверстия под седло; Д, — диаметр тарелки; Д, — диа­метр седла; Д3 — диаметр стержня; Дд — внутренний диаметр направляющей; Д5 — наружный диаметр направ­ляющей; Дь — диаметр отверстия под направляющую; а — угол фаски седла; у — угол фаски клапана.

Для притирки клапанов:

разберите клапанный механизм, как описано выше;

приготовьте пасту из 1.5 частей (по объему) микропорошка карбида кремния зеленого, одной части дизельного масла и 0.5 части дизельного топлива. Перед применением прити­рочную пасту перемешайте (микропорошок способен осаждаться);

нанесите на фаску седла клапана тонкий равномерный слой пасты, смажьте стержень клапана моторным маслом. Притирку производите возвратно-вращательным движением клапана дрелью с присоской или приспособлением. Нажимая клапан, поверните его на 1/3 оборота, затем — на 1/4 оборота в обратном направлении. Не притирайте клапаны круговы­ми движениями. Притирку продолжайте до появления на фасках клапана и седла равномер­ного матового пояска шириной не менее 1,5 мм (рис. Расположение матового пояска на седле клапана);

Клапаны

Позиция на рис

Размеры клапана, мм

впуска

выпуска

А

75

75

В

5,975…6,025

9,464… 9,536

D

55,15… 55,18

50,15…50,18

Di

51,30… 51,60

46,25…46,50

d2

55,00 … 55,03

50,00…50,03

D3

9,95 . .. 9,963

9,91… 9,93

d4

10,000…10,022

10,000… 10,022

d5

18,029…18,048

18,029… 18.048

D6

17,987…18,013

17,987…18,013

 

-по окончании притирки клапаны и головку цилиндра промойте дизельным топливом и обдуйте воздухом. Соберите клапанный механизм, как указано выше, и определите качество притирки клапанов проверкой на герметичность: установите головку цилиндра поочередно впускными и выпускными окнами вверх и залейте в них дизельное топливо. Хорошо притер­тые клапаны не должны пропускать его в местах уплотнения в течение 30s. При подтекании топлива постучите резиновым молотком по торцу клапана. Если подтекание не устраняется, клапаны притрите повторно.

 

Расположение матового пояска на седле клапана

I     — поясок притертый;

I — правильное;

II     — неправильное

При необходимости качество притирки проверьте «на карандаш», для чего поперек фаски клапана мягким графитовым карандашом нанесите на равном расстоянии шесть- восемь черточек. Осторожно вставьте клапан в седло и. сильно нажав, проверните на 1/4 оборота, все черточки должны быть стертыми. в противном случае притирку повторите. При правильной притирке матовый поясок на седле головки должен начинаться у большего осно­вания конуса седла, как показано на рис„

РАЗМЕРЫ ДЕТАЛЕЙ, ММ Вал распределительный

Диаметр промежуточных опорных шеек.

59,895 — 59,915

Диаметр втулки промежуточных опорных шеек

60,00 — 60,03

Диаметр задней опорной шейки.

41,930-41,950

Диаметр втулки задней опорной шейки.

42,000 -42,015

Зазор в сопряжении втулка — промежуточные опорные шейки распределительного вала:

0,135 -0,085

Зазор в сопряжении втулка—задняя опорная шейка рас­пре делительного вала:

0,085 — 0,050

Зазор в сопряжении торец корпуса заднего подшипника — ступица шестерни:

0,15-0,30

 

Детали ГРМ

Диаметр стержня толкателя.

21,993 — 21,972

Диаметр отверстия направляющей толкателя

22,000 — 22,023

Зазор между стержнями толкателя и направляющей:

номинальный

0,007 — 0,051

Ззазор между стержнем и направляющей клапана (впус­ка. выпуска), мм.

0,03 — 0,072 0,07-0,П2

Угол а фаски седла (впуска, выпуска)

45°-45° 15′

Угол у фаски клапана (впуска, выпуска)

44°45′ — 45°

 

Для разборки, сборки и проверки масляного насоса:

слейте масло из картера, выверните болты крепления и снимите картер;

выверните болты крепления масляного насоса 3, трубки клапана смазочной системы и кронштейна всасывающей трубки 1, снимите насос;

отсоедините всасывающую трубку и трубку клапана смазочной системы;

снимите шестерню 5 масляного насоса съемником;

выверните болты крепления крышки к корпусу, снимите крышку;

замерьте радиальный и торцовый зазор шестерен, зазоры в подшипниках ведущей и ведомой шестерен. При необходимости замените изношенные детали;

после сборки насоса валик должен проворачиваться от руки плавно, без заеданий;

испытайте насос на стенде с использованием масла МЮГзК или М10ДМ. При частоте вращения валика 2800 — 60 мин’1 и разрежении на всасывании 12-15 кПа подача насосом должна быть не менее 130 л/мин при давлении на выходе 0.35 — 0,40 МПа;

отрегулируйте давление срабатывания клапана смазочной системы, которое должно быть 0,40 — 0,45 МПа. Для регулирования допускается использование не более 3-х шайб, ус­танавливаемых под пружину. При несоответствии давления начала открытия клапана, заме­ните пружину. Повторное использование шплинта пробки не допускается.

Моменты затяжки резьбовых соединений, Н.м (кгс)

Болты крепления масляного насоса

49,0 — 68,6 (5 — 7)

Болты крепления крышки

39,2 — 54,9 (4 — 5,6)

Болты крепления трубки к насосу

19,6-24,5 (2-2,5)

Колпаки масляного фильтра

49,0 — 58,8 (5 — 6)

Пробка термоклапана фильтра

47,0 — 58,8 (4,8 — 6)

Сливные пробки колпаков

24,5-39,2 (2,5-4,0)

Болты крепления масляного фильтра

88,2-П2,6(9,0-12,5)

Гайка крепления ведомой шестерни привода масляного насоса

98,1-П7,6 (10-12)

 

 

Размеры детален и допустимый износ, мм

Диаметр шестерен

55,44 — 55,47

Допустимый диаметр шестерен

55,4

Радиальный зазор между зубъями шестерен и стенкой корпуса .

0,130- 0,206

Допустимый радиальный зазор

0,25

Высота шестерен

34,913 — 34,975

Допустимая высота шестерен

34,900

Глубина колодца

35,050- 35,089

Торцовой зазор

0,075-0,176

Допустимый торцевой зазор

0,2

Диаметр шеек валика

19,920- 19,899

Допустимый диаметр шеек

19,85

Диаметр втулок в корпусе под шейки валика

19,98…19,959

Допустимый диаметр втулок

20,10

Диаметр оси

19,987 -20.000

Допустимый диаметр оси

19,85

Диаметр втулок ведомой шестерни

20,040 — 20,073

Допустимый диаметр втулок

20,080

Диаметр плунжера клапана

15,968 — 15,941

Допустимый диаметр плунжера

15,92

Диаметр отверстия в крышке под клапан

16,000- 16,027

Усилие пружины клапана сжатой до размера 44 мм, И

60-74

 

Использованная литература:

Руководства по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту двигателей КамАЗ, Под редакцией: Главного конструктора по двигателям НТЦ ОАО «КамАЗ» Гатауллина Н.,НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ 2002 Г

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Камские грузовики
Добавить комментарий