Для снятия шестерни привода топливного насоса в сборе с валом:
выверните четыре болта крепления компрессора и снимите компрессор;
выверните три болта крепления насоса гидроусилителя руля и снимите насос;
ослабьте затяжку стяжного болта 10 (рис. Установка угла опережения впрыскивания топлива двигателя 740.13-260) или 6 (рис. Установка угла опережения впрыскивания топлива двигателей 740.11-240 и 740.14-300).
снимите корпус заднего подшипника в сборе с манжетой;
-снимите шестерню привода топливного насоса высокого давления в сборе с валом (рис. Снятие шестерни привода ТНВДв сборе с ваном).
(пятне шестерни привода ТНВД в сборе с валом
Для снятия гильзы цилиндра съемником 801.05.000 (рис. Снятие гильзы цилиндров съемником) сложите захват вдоль винта 1 и в таком виде вставьте его внутрь гильзы.
Зацепив захват за нижний торец гильзы 5, установите его перпендикулярно винту, после этого установите опоры 4 в отверстие на привалочной плоскости блока и, вращая рукоятку 2, выверните винт до полного снятия гильзы.
![]() |
Снятие гильзы цилиндров съемником
1 — винт; 2 — рукоятка; 3 — корпус; 4 — опора; 5 — гильза; 6 — захват.
Для снятия картера маховика:
снимите компрессор (см. выше);
снимите насос гидроусилителя руля (см. выше);
выверните три болта и снимите рым задний;
снимите скобы крепления трубки отвода топлива от форсунок;
выверните болт крепления масляного щупа; выверните болты крепления маховика и монтажными болтами с резьбой М8 (рис. Снятие маховика монтажными болтами);
Снятие маховика монтажными болтами
-снимите маховик;
-выверните болты крепления картера маховика, снимите картер.
При установке картера маховика, для предохранения манжеты уплотнения хвостовика коленчатого вала, используйте оп-равку (рис. Оправка манжеты для установки картера маховика); при этом манжету обильно смажьте моторным маслом.
Оправка манжеты для установки картера маховика
Для ремонта коленчатого вала, блока и шатуна предусмотрено семь ремонтных размеров вкладышей (см. приложения 1 и 2). Обозначение вкладышей нанесено на его тыльной стороне.
Для снятия и разборки шатунно-поршневой группы:
снимите головку цилиндра (см. «Механизм газораспределения»);
удалите нагар с верхнего пояса гильзы;
снимите крышку нижней головки шатуна съемником (рис. Снятие съемником ниж- •,ей головки шатуна);
извлеките поршень в сборе с шатуном из цилиндра;
снимите поршневые кольца приспособлением (рис. Снятие поршневых колец съемни- ■ ком И801.08.000);
выньте стопорные кольца из бобышек поршня щипцами И801.23.000;
нагрейте поршень в масляной ванне до температуры 80 — 100°С;
выньте поршневой палец.
При сборке и установке шатунно-поршневой группы:
компрессионные кольца устанавливайте конической поверхностью (с клеймом ВЕРХ) к днищу поршня, на двигателях 740.13-260 и 740.14-300 верхнее кольцо устанавливается так, чтобы внутренняя выборка была расположена со стороны днища;
маслосъемные кольца устанавливайте так: сначала встаньте в канавку пружинный расширитель, затем наденьте маслосъемное кольцо таким образом, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца; смежные кольца направьте замками в противоположные стороны;
Снятие поршневых колец съемником И801.08.000 1 — поршень; 2 — кольцо; 3 съемник.
-поршень и шатун при сборке устанавливайте так, чтобы выточки А под клапаны в днище поршня и паз В в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне (см. рис. Установка поршня с шатуном и кольцами в сборе в гильзу цилиндров}’,
не запрессовывайте палец в холодный поршень;
при установке поршня в цилиндр предварительно вставьте его в обойму И801.00.000 (см рис. Установка поршня с шатуном и кольцами в сборе в гильзу цилиндров}‘.
индекс, выбитый на днище поршня, должен быть одинаковым с индексом, выбитым на торце гильзы, если не было замены поршня. Выточки под клапаны на днище поршня сместите в сторону развала блока цилиндров. Клейма спаренности из цифр на шатуне и крышке шатуна должны быть одинаковыми.
/1
Установка поршня с шатуном и кольцами в сборе в гильзу цилиндров
1 — поршень; 2 -обойма И801.00.01.; 3 — гильза цилиндра
Для снятия коленчатого вала демонтируйте:
шатунно-поршневую группу (см. выше);
картер маховика;
переднюю крышку блока с гидромуфтой в сборе;
масляный насос с маслозаборником в сборе;
крышки коренных опор;
снимите коленчатый вал подъемником или талями, зацепив латунными крюками за первую и четвертую шатунные шейки.
При установке коленчатого вала на двигатель: совместите метки на шестернях привода агрегатов;
обеспечьте соответствие размеров вкладышей размерам шеек вала;
установите полукольца упорного подшипника так, чтобы стороны с канавками прилегали к упорным торцам вала (см. рис. Установка полуколец упорного подшипника коленчатого вала);
проследите за совпадением номеров крышек коренных подшипников с порядковыми номерами опор на блоке цилиндров (см. рис. Установка крышек коренных опор) — номера начинаются от переднего торца;
болты крепления крышек коренных подшипников и стяжные болты блока затягивайте в такой последовательности:
.Очистите от грязи резьбу в отверстиях блока и на болтах, смажьте моторным маслом резьбу на болтах, избыток масла удалите.
Установите по посадочным поверхностям плотно, без перекоса крышки коренных подшипников.
Вверните с установкой шайб 16×3 болты Ml6 крепления крышек, обеспечив предварительный момент затяжки 95 -120 Н.м (9,6 — 12 кгс.м).
Установка полуколец упорного подшипника коленчатого вала
1 — полукольцо;
А — канавка.
Затяните окончательно болты крепления крышек, обеспечив момент затяжки 275 — 295 Н.м (28 — 30 кгс.м)
Вверните и затяните стяжные болты блока, обеспечив момент затяжки 147-167 Н.м (15-17 кгс.м). При затяжке болтов динамометрическим ключом сопротивление должно нарастать плавно, без рывков. Момент отсчитывайте при движении ключа. По окончании затяжки коленчатый вал должен свободно проворачиваться от усилия руки, приложенного к установочным штифтам маховика, осевой зазор в упорном подшипнике должен быть не менее 0,05 мм.
Установка крышек коренных опор
1 — порядковый номер на крышке коренной опоры
Примечание: В переходный период освоения выпуска в составе двигателя .может быть использован блок цилиндров с привертны.ми направляющими толкателей, с втулками распределительного вала увеличенной размерности, без увеличенных маслоканалов, с моментами затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников:
-предварительная затяжка-95-120 Н.м (9,6-12 кгс.м);
-окончательная затяжка-206-230 Н.м (21-23,5 кгс.м):
— стяжные болты затягиваются моментом 81-91 Н.м (8.2-9.2 кгс.м).
Для разборки и сборки коленчатого вала;
снимите передний и задний противовесы, а также ведущую шестерню коленчатого вала и шестерню привода масляного насоса съемником И801.01.000. Для снятия шестерни коленчатого вала и заднего противовеса лапы захватов 1 (см. рис. Снятие шестерни и заднего противовеса коленчатого вала съемником) заведите за край шестерни противовеса и зафиксируйте стопорами 5. Винт 3 через наконечник 2 уприте в торец коленчатого вала и, вращая рукоятку 6. вверните винт 3 в траверсу 4 до полного снятия шестерни.
Снятие шестерни и заднего противовеса коленчатого вала съемником
1 — захват; 2 — наконечник; 3 — винт; 4 — траверса; 5 — стопор; 6 — рукоятка.
Для снятия шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала (рис. Снятие шестерни и заднего противовеса коленвала…) на наконечник 3 установите наконечник 2 и снимите шестерню аналогично снятию шестерни коленчатого вала; .
Снятия шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала
1 — захват; 2 — наконечник; 3 — винт; 4 — траверса; 5 — стопор; 6 — рукоятка.
выверните ввертыш;
перед сборкой очистите маслоподводящие отверстия от отложений; промойте вал и продуйте каналы сжатым воздухом;
Примечание: при применении нового коленчатого вала необходимо вывернуть ввертыш, промыть вал, продуть каналы сжатым воздухом.
Сборку коленчатого вала производите в обратной последовательности, перед напрес- совкой на коленчатый вал передний противовес, шестерню привода масляного насоса, задний противовес и ведущую шестерню коленчатого вала нагревайте до температуры 105 °C.
РАЗМЕРЫ ДЕТАЛЕЙ, ММ
Кольца поршневые
Зазор в замке компрессионных поршневых колец * |
0,4… 0,6 |
Зазор в замке маслосъемного поршневого кольца * |
0,30…0,60 |
Торцовый зазор верхнего компрессионного кольца |
0,12…0,17 |
Торцовый зазор нижнего компрессионного кольца*. |
0,09…0,14 |
Торцовый зазор маслосъемного кольца* |
0,077. 0,П2 |
Поршень
Диаметр отверстий под палец. |
44,987 — 44,994 |
Зазор в сопряжении поршень—гильза (на длине поршня 104 мм от днища) |
0,П9-0,162 |
* Зазор поршневых колец замеряйте в калибре 0 (120+О,из) мм |
Гильза |
|
Внутренний диаметр |
120,00- 120,021 |
Палец поршневой.
Диаметр поршневого пальца |
44,993…45,000 |
Зазор в сопряжении поршневой палец—верхняя головка шатуна |
0,017…0,031 |
Вкладыши
Толщина вкладышей подшипников коренных опор |
2,440…2,452 |
Толщина вкладышей подшипников шатунных шеек. |
2,453…2,465 |
Вал коленчатый
Диаметр коренных шеек |
94,989-95,0П |
Зазор в подшипниках коренных шеек |
0,085 -0,152 |
Диаметр шатунных шеек. |
79,9905-80,0095 |
Зазор в подшипниках шатунных шеек |
0,06-0,104 |
Осевой зазор. |
0,100-0,195 |
Диаметр шейки вала под передний противовес и шестерню привода масляного насоса: |
125,080-125,П0 |
Диаметр шейки вала под задний противовес и заднюю шестерню коленчатого вала: |
105,070-105,096 |
Диаметр шейки вала под заднюю манжету: |
104,86-105,00 |
Диаметр гнезда под подшипник первичного вала коробки передач: |
51,977…52,008 |
Диаметр отверстия под установочную втулку маховика: |
51,977…52,008 |
Полукольца упорного подшипника пятой коренной опоры коленчатого вала
Толщина |
4,010…4,050 |
Для снятия головки цилиндра при замене, а также устранения неисправностей клапанного механизма и цилиндро-поршневой группы:
слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя;
выверните болты крепления выпускного коллектора и снимите коллектор;
выверните из снимаемой головки болты крепления впускного воздухопровода и водосборной трубы, ослабьте крепления этих же болтов На других головках с целью получения необходимого зазора для снятия *;
Для снятия головок цилиндров правого ряда предварительно снимите с двигателя компрессор.
снимите соединительный патрубок впускных воздухопроводов;
отсоедините от головки все трубопроводы и защитите их полости от попадания пыли и грязи;
снимите форсунку, предохраняя распылитель от ударов и засорения отверстий, крышку головки цилиндра, стойки вместе с коромыслами и штанги;
ослабьте болты крепления головки цилиндра, соблюдая ту же последовательность, что и при затяжке (рис. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндра), затем выверните их;
![]() |
Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндра
снимите головку цилиндра с двигателя.
При установке головки цилиндра обратите внимание на правильность монтажа прокладок. Болты крепления головки цилиндра затяните в три приема в последовательности, указанной на рис. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндра. После за- ,яжки болтов проверьте и, если необходимо, отрегулируйте тепловые зазоры между клапанами и коромыслами.
Для разборки и сборки клапанного механизма приспособлением И801.06.000 (см. рис. Разборка головки , пшдра в приспособлении И801.06.000)’.
установите на основание головку блока цилиндров так, чтобы штифты вошли в штиф вые Отверстия головки;
вращая вороток 2, вверните винт 1 и тарелкой 3 отожмите,пружины клапанов;
снимите сухари и втулки;
выверните винт 1 из траверсы, снимите тарелку и пружины клапанов;
выньте впускной и выпускной клапаны.
![]() |
|
Размеры клапанов приведены в табл. «Клапаны».
При сборке клапанного механизма стержни клапанов смажьте дизельным маслом.
Размеры клапанов
А -длина направляющей; В — высота седла; Д — диаметр отверстия под седло; Д, — диаметр тарелки; Д, — диаметр седла; Д3 — диаметр стержня; Дд — внутренний диаметр направляющей; Д5 — наружный диаметр направляющей; Дь — диаметр отверстия под направляющую; а — угол фаски седла; у — угол фаски клапана.
разберите клапанный механизм, как описано выше;
приготовьте пасту из 1.5 частей (по объему) микропорошка карбида кремния зеленого, одной части дизельного масла и 0.5 части дизельного топлива. Перед применением притирочную пасту перемешайте (микропорошок способен осаждаться);
нанесите на фаску седла клапана тонкий равномерный слой пасты, смажьте стержень клапана моторным маслом. Притирку производите возвратно-вращательным движением клапана дрелью с присоской или приспособлением. Нажимая клапан, поверните его на 1/3 оборота, затем — на 1/4 оборота в обратном направлении. Не притирайте клапаны круговыми движениями. Притирку продолжайте до появления на фасках клапана и седла равномерного матового пояска шириной не менее 1,5 мм (рис. Расположение матового пояска на седле клапана);
Клапаны
Позиция на рис |
Размеры клапана, мм |
|
впуска |
выпуска |
|
А |
■ 75 |
75 |
В |
5,975…6,025 |
9,464… 9,536 |
D |
55,15… 55,18 |
50,15…50,18 |
Di |
51,30… 51,60 |
46,25…46,50 |
d2 |
55,00 … 55,03 |
50,00…50,03 |
D3 |
9,95 . .. 9,963 |
9,91… 9,93 |
d4 |
10,000…10,022 |
10,000… 10,022 |
d5 |
18,029…18,048 |
18,029… 18.048 |
D6 |
17,987…18,013 |
17,987…18,013 |
-по окончании притирки клапаны и головку цилиндра промойте дизельным топливом и обдуйте воздухом. Соберите клапанный механизм, как указано выше, и определите качество притирки клапанов проверкой на герметичность: установите головку цилиндра поочередно впускными и выпускными окнами вверх и залейте в них дизельное топливо. Хорошо притертые клапаны не должны пропускать его в местах уплотнения в течение 30s. При подтекании топлива постучите резиновым молотком по торцу клапана. Если подтекание не устраняется, клапаны притрите повторно.
Расположение матового пояска на седле клапана
I — поясок притертый;
I — правильное;
II — неправильное
При необходимости качество притирки проверьте «на карандаш», для чего поперек фаски клапана мягким графитовым карандашом нанесите на равном расстоянии шесть- восемь черточек. Осторожно вставьте клапан в седло и. сильно нажав, проверните на 1/4 оборота, все черточки должны быть стертыми. в противном случае притирку повторите. При правильной притирке матовый поясок на седле головки должен начинаться у большего основания конуса седла, как показано на рис„
РАЗМЕРЫ ДЕТАЛЕЙ, ММ Вал распределительный
Диаметр промежуточных опорных шеек. |
59,895 — 59,915 |
Диаметр втулки промежуточных опорных шеек |
60,00 — 60,03 |
Диаметр задней опорной шейки. |
41,930-41,950 |
Диаметр втулки задней опорной шейки. |
42,000 -42,015 |
Зазор в сопряжении втулка — промежуточные опорные шейки распределительного вала: |
0,135 -0,085 |
Зазор в сопряжении втулка—задняя опорная шейка распре делительного вала: |
0,085 — 0,050 |
Зазор в сопряжении торец корпуса заднего подшипника — ступица шестерни: |
0,15-0,30 |
Детали ГРМ
Диаметр стержня толкателя. |
21,993 — 21,972 |
Диаметр отверстия направляющей толкателя |
22,000 — 22,023 |
Зазор между стержнями толкателя и направляющей: |
|
номинальный |
0,007 — 0,051 |
Ззазор между стержнем и направляющей клапана (впуска. выпуска), мм. |
0,03 — 0,072 0,07-0,П2 |
Угол а фаски седла (впуска, выпуска) |
45°-45° 15′ |
Угол у фаски клапана (впуска, выпуска) |
44°45′ — 45° |
Для разборки, сборки и проверки масляного насоса:
слейте масло из картера, выверните болты крепления и снимите картер;
выверните болты крепления масляного насоса 3, трубки клапана смазочной системы и кронштейна всасывающей трубки 1, снимите насос;
отсоедините всасывающую трубку и трубку клапана смазочной системы;
снимите шестерню 5 масляного насоса съемником;
выверните болты крепления крышки к корпусу, снимите крышку;
замерьте радиальный и торцовый зазор шестерен, зазоры в подшипниках ведущей и ведомой шестерен. При необходимости замените изношенные детали;
после сборки насоса валик должен проворачиваться от руки плавно, без заеданий;
испытайте насос на стенде с использованием масла МЮГзК или М10ДМ. При частоте вращения валика 2800 — 60 мин’1 и разрежении на всасывании 12-15 кПа подача насосом должна быть не менее 130 л/мин при давлении на выходе 0.35 — 0,40 МПа;
отрегулируйте давление срабатывания клапана смазочной системы, которое должно быть 0,40 — 0,45 МПа. Для регулирования допускается использование не более 3-х шайб, устанавливаемых под пружину. При несоответствии давления начала открытия клапана, замените пружину. Повторное использование шплинта пробки не допускается.
Моменты затяжки резьбовых соединений, Н.м (кгс.м)
Болты крепления масляного насоса |
49,0 — 68,6 (5 — 7) |
Болты крепления крышки |
39,2 — 54,9 (4 — 5,6) |
Болты крепления трубки к насосу |
19,6-24,5 (2-2,5) |
Колпаки масляного фильтра |
49,0 — 58,8 (5 — 6) |
Пробка термоклапана фильтра |
47,0 — 58,8 (4,8 — 6) |
Сливные пробки колпаков |
24,5-39,2 (2,5-4,0) |
Болты крепления масляного фильтра |
88,2-П2,6(9,0-12,5) |
Гайка крепления ведомой шестерни привода масляного насоса |
98,1-П7,6 (10-12) |
Размеры детален и допустимый износ, мм
Диаметр шестерен |
55,44 — 55,47 |
Допустимый диаметр шестерен |
55,4 |
Радиальный зазор между зубъями шестерен и стенкой корпуса . |
0,130- 0,206 |
Допустимый радиальный зазор |
0,25 |
Высота шестерен |
34,913 — 34,975 |
Допустимая высота шестерен |
34,900 |
Глубина колодца |
35,050- 35,089 |
Торцовой зазор |
0,075-0,176 |
Допустимый торцевой зазор |
0,2 |
Диаметр шеек валика |
19,920- 19,899 |
Допустимый диаметр шеек |
19,85 |
Диаметр втулок в корпусе под шейки валика |
19,98…19,959 |
Допустимый диаметр втулок |
20,10 |
Диаметр оси |
19,987 -20.000 |
Допустимый диаметр оси |
19,85 |
Диаметр втулок ведомой шестерни |
20,040 — 20,073 |
Допустимый диаметр втулок |
20,080 |
Диаметр плунжера клапана |
15,968 — 15,941 |
Допустимый диаметр плунжера |
15,92 |
Диаметр отверстия в крышке под клапан |
16,000- 16,027 |
Усилие пружины клапана сжатой до размера 44 мм, И |
60-74 |
Использованная литература:
Руководства по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту двигателей КамАЗ, Под редакцией: Главного конструктора по двигателям НТЦ ОАО «КамАЗ» Гатауллина Н.,НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ 2002 Г