Для уплотнения перепускных каналов охлаждающей жидкости в отверстия днища головки установлены уплотнительные кольца 2 (рисунок 21) из силиконовой резины.
Рисунок 21. Газовый стык:
1 — головка цилиндра; 2 — кольцо уплотнительное перепуска охлаждающей жидкости; 3 — кольцо газового стыка; 4 — прокладка-заполнитель; 5 — гильза цилиндра; 6 — кольцо уплотнительное; 7 — прокладка уплотнительная; 8 — блок цилиндров; 9 — экран.
Пространство между головкой и блоком, отверстия стока моторного масла и штанговые отверстия уплотнены прокладкой головки цилиндра 7 (рисунок 20) из термостойкой резины. На прокладке дополнительно выполнены уплотнительные бурт втулки подачи масла и канавка слива масла в штанговые отверстия.
При сборке двигателя болты крепления головки цилиндра следует затягивать в три приема в последовательности указанной на рисунке 22.
Величина момента затяжки должна быть:
первый прием — 39…49 Нм (4… 5 кгс м);
второй прием — 98… 127 Н м (10… 13 кгс м);
третий прием — 186…206 Н м (19…21 кгс м) предельное значение.
Перед ввертыванием резьбу болтов смазать тонким слоем графитовой смазки.
После затяжки болтов необходимо отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами. Зазор необходим для обеспечения герметичной посадки клапана на седло при тепловом расширении деталей во время работы двигателя.
Увеличение или уменьшение тепловых зазоров отрицательно сказывается на работе механизма газораспределения и двигателя в целом. При слишком больших зазорах растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей привода клапанов. При очень малых зазорах и их отсутствии не обеспечивается герметичность камеры сгорания, двигатель теряет компрессию и не развивает полной мощности. Клапаны перегреваются, что может повлечь за собой прогар фасок. При отсутствии зазора появляются задиры на тарелке толкателя и рабочей поверхности кулачка распредвала.
Периодичность и порядок регулировки приведен в разделе «Техническое обслуживание».
Рисунок 22. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндра.
Клапанный механизм закрыт алюминиевой крышкой 15 (рисунок 19). Для шумоизоля- ции и уплотнения стыка крышка — головка цилиндра применены резиновая уплотнительная прокладка 18 и виброизоляционная шайба 14.
Болты крепления крышек головок цилиндров затянуть крутящим моментом 12,7… 17,6 Нм (1,3… 1,8 кгсм).
Использованная литература:
Руководства по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту двигателей КамАЗ, Под редакцией: Главного конструктора по двигателям НТЦ ОАО «КамАЗ» Гатауллина Н.,НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ 2002 Г